Человек, никогда не слышавший слово Fallout, не может претендовать на гордое имя геймера. Каждый из нас, так или иначе, сталкивался с этим словом. Слово... забавно. Всего за одним словом лежат десятки, сотни, а может и тысячи лет человеческой жизни. Кто сумеет оценить все те часы, которые провели геймеры разных стран во вселенной Fallout? Полная свобода действий, огромный мир, потрясающие возможности и... уникальная система боя... тактика. Это был тот самый букет, который затягивал безвозвратно и заставлял раз за разом проходить игру.
Были выпущены две части игры. Затем последовал период затишья и... вышел Follout Tactics. К изумлению многих геймеров о свободе действий пришлось забыть. Пачка миссий и фактически линейный сюжет. Игра полностью налегала на тактическую составляющую. И этого по-прежнему было достаточно.
И вот в Интернете появились первые упоминания о выходе третьей части, не побоюсь этого слова Легендарной (именно с большой буквы) серии. Принципиально не интересовался слухами, ходящими вокруг разработок. Краем уха услыхал об изменении боевой системы, но особого значения этому не придал. Безусловно, система боя должна была дорабатываться, ибо уже безнадежно устарела.
И вот он... момент истины. Передо мной диск с яркой и радующей глаз и сердце надписью Fallout 3, строгий взор бойца братства стали... в общем, настроение приподнятое. Установка, нервы, запуск, менюшка, которая нежным пинком посылает меня из привычной реальности, краткий мультик, откровенно забавная генерация персонажа и обучалка. Всё круто. Оптимизм бьет ключом. И вот ура! В бой! Сначала я не совсем понял что происходит. Бодро намяв личико вражине, я сделал несколько шагов и... тут меня накрыло! Твою мать! Бой не пошаговый! Удара кулаком по монитору не последовало лишь потому, что реально мое железо тут совсем не причем. Сказать, что я был расстроен... нет... это не то слово. Игра никоим образом не оправдала выданных авансов. Ждали мы возвращение Легенды... на выходе получили среднюю стрелялку "по мотивам”. Не могу не признать, что даже по мотивам оказалось достаточно, чтобы пройти ее, однако... итак давайте разбираться.
Нам предоставили систему раскачки полностью идентичную классическому Fallout. Круто. Но кого удивит смесь экшна и рпг? Да никого. Тем более сейчас это даже смесью никто не называет. Просто экшн, шутер или стрелялка с элементами. Тоска. Выбор вооружений тоже не порадовал. Пяток гранат, столько же мин, штурмовая винтовка, калаш (обозванный китайским автоматом, к слову с калашом можно бегать до конца игры.. были бы патроны), обрез, боевой дробовик (по моему это Джек-хаммер, но утверждать не берусь), миниган, гранатомет, огнемет, лазерная винтовка, плазменная винтовка, китайский пистолет, 10-мм пистолет, пистолет пулемет, лазерный и плазменный пистолеты, магнум и магнум с прицелом, несколько нестандартных стволов (количество привести не могу, но все встреченные были как минимум бесполезны, нашел 3 чертежика), главное чудо – снайперская винтовка (проще с калаша попасть блин, у перса руки колотятся так, что оптика бесполезна) и по-моему с огнестрелом все. Вас впечатлил набор орудий убийства? Меня нет.
Не менее печальна картина и с холодным оружием. Несколько ножей, кувалда, бита, ментовская дубинка, доска с гвоздями. Вот и все в принципе.
Выбор брони не менее удручающий. Фактически разницы я не заметил. Внешний вид и все. В найденной на первом этапе боевой броне (забрел не в то здание, грохнул наемника) я и пробегал почти до конца. Одно я вам скажу точно. Самый ценный навык в игре – это РЕМОНТ! Ибо локация, где могут качественно привести в норму снаряжение, так и не была мной обнаружена. Не говоря о том, что каждый раз бегать ремонтировать любимый калашик... брр. А урон падает очень ощутимо. Так же ремонт позволяет экономить место в рюкзаке, собирая из нескольких стволов 1. Одним движением собирать из 2-х стволов 1, более качественный и все это в шаге от толпы разъяренных супермутантов (мутанты вежливо ждут, пока ты закончишь) это улыбнуло. Запчасти купить насколько я понял нельзя. Нужен второй аналогичный ствол. Что характерно точность стрельбы от качества оружия фактически не зависит. Всю игру откровенно бесит жуткий дефицит боеприпасов. Что автоматически означает, что вы будете вынуждены использовать режим замедления. К слову этот режим качественно вычеркивает тяжелое вооружение из игры. Миниган и огнемет эффективны в упор и только в обычном режиме, но т.к. боеприпасы ограничены... в общем, вы понимаете.
Итак, подробней о раскачке. Ремонт, легкое оружие и наука или взлом (наука геморней слегка, но зато более востребована в квестах, к слову миниквест при взломе систем напрягает, но есть решение. 3 раза пытаемся выбрать пароль рандомно, потом вырубаем терминал. Врубаем опять и еще 3 попытки. 5 минут и вуаля. ) – вот ваши основные навыки. Всю игру все равно проведете с дробовиком и автоматом. Достойный аналог энергетического оружия появляется лишь в паре квестов от конца игры. В общем-то, не резон. Не стоит забывать о медицине, хотя, признаться честно, стимпаки реально нужны лишь в саааамом конце игры. За прохождение захавал порядка 70 штук. Проходил на среднем уровне сложности, ибо к стрелялкам отношусь очень прохладно.
Каждый левел вам предлагают выбрать способность... вот не увидел смысла в + 5-10 к какому-нибудь навыку. Уж лучше тогда выбрать интенсивную тренировку (позволяет добавить себе один из основных параметров, т.е. силу, ловкость и т.д.) вкинуть балл в интеллект и за пару левелов вы получите то же самое, но ведь интеллект то никуда не денется.. и будет приносить бонусы до конца игры. Способность таинственный незнакомец вообще откровенный бред, 5 или 6 раз в режиме замедления он помогал мне убивать врагов. 5 раз за игру! 1 врага! Произвольного! Ужас. К слову бои без оружия или на холодном это так... для извращенцев. Или для любителей стелс экшнов, но для последних есть гульки и получше… к слову, как и для обычных любителей стрелялок.
Выбор врагов тоже минимален. Рейдеры (фактически одинаковый стиль и вооружение), дикие гули (3 вида), супер мутанты (аж 3-х видов), солдаты анклава (3 вида), собаки, кротокрысы, скорпионы (парочка разновидностей), когти смерти (пару раз пересекались), яогаи (странный зверь, напоминает вервольфа), водник (или что-то типа), муравьи (этих много, вариаций 5 точно), 3 вида роботов, несколько турелей, собаки, тварь которую почему-то зовут кентавром, ну и каждый встречный в кого вам захочется пальнуть. Если я кого-то и пропустил, то их уж поверьте совсем не густо.
Тактика боя почти у всех идентичная. Вооружение тоже забито в строго определенные рамки. Супер мутант с лазерной винтовкой мне, к примеру, не попадался. Проблему представляют лишь бойцы с гранатометами. Из-за бешеного урона от данного оружия. Местность не изобилует разнообразием, да и размером тоже. Имхо сталкеровская пустошь посолидней, да и Oblivion особо не оббежишь. Пустоши Fallout нагоняют тоску... пейзаж на редкость однообразен. Бежать куда то пешком... бррр. Самое негативное впечатление в игре. Транспорт мной обнаружен не был (если он вообще есть). Фишка с покупкой дома притянута за уши. Второстепенные квесты чаще всего откровенно скучны. Сюжетная линия так и вовсе примитивна... Когда мне удалось предсказать очевиднейший ход Анклава, причем буквально с точностью до минуты... я, в общем, расстроился еще раз.. Не говоря уже о том, что, зная что делать, игру можно пробежать за несколько часов.
Концовка откровенно смазана и скомкана, сейчас скажу то, за что меня наверняка побили бы, если б смогли. Fallout 3 линеен. Абсолютно. Обнаруженные мной ответвления.. господа... это же примитив. Разве это развилка, когда вам предлагают или убить или договориться и независимо от решения дальше сюжет развивается так же? Координально различных путей достижения цели я не рассмотрел (вот не поверите, не хотелось изучать мир игры досконально), хотя возможно они все-таки есть.
Отдельных слов заслуживает система мародерства. Ооо дамы и господа это что-то. Гуляем по пустошам. Видим кусочек мяса, тыкаемся в него... Уау, этот кусочек размером с ботинок оказывается рейдер, на нем оружие и броня. Забираем. Как персонаж выковыривал броню из этой котлетки остается за кадром (а хотелось бы посмотреть), та же фигня с кучками пепла и лужицами вязкой жидкости. Так же можно не волноваться, если оружие супостата выпало у него из рук и укатилось в какую нить пропасть. Оно по ходу притягивается назад. Ибо на теле вражины вы его свободно можете подобрать. Видел однажды появление вражеских солдат из воздуха. Впечатляет, скажу я вам. Причем что характерно появлялись по трое и не заканчивались. Причем пока их трое новые не появляются >_< Борьба с радиацией кроме улыбки ничего не вызвала. Да не мешала мне радиация играть. За всю игру пару раз облучился. И то или по квесту, или по дурости. Стрельба в любые части тела, кроме головы исключительно для извращенцев (разве что стоит пальнуть по гранатомету в руках противника). Смысл сего действия от меня ускользнул.
Прочитав вышеописанное, многие могут сделать неверный вывод, что игра... плохая, в общем. Это не так. Игра затягивает, заставляет жить жизнью персонажа. Помогает отвлечься от реальности и уйти в постъядер. Радио Свободы привносит горы позитива и ощущение собственной значительности. Ваши деяния в довольно юмористической форме озвучиваются на всю Столичную пустошь (звездную болезнь зацепить - раз плюнуть). Довольно необычные диалоги и парочка очень занимательных квестов. Интерестные по своей задумке локации. Город рабов, Детский город (там живут только дети, всех кто становится взрослым выгоняют, откуда тогда берутся новые дети? Поищите ответ... может вы его и найдете), Город на корабле, да и вообще погулять по руинам столицы США ^_^...
Погонять мутантов по национальному архиву... Забавно. Отстреливать бошки супостатам тоже весело и довольно симпатично.
Системные требования так и вообще вызвали бурный восторг, для тех, кому Crysis и Far Cry 2 не запустить ничего лучше, наверное, и не найти. Это при том, что уровень графического исполнения достаточно высок.
Итак, кратко:
Минусы: линейность, предсказуемый сюжет, однообразность, незначительный выбор оружия и пушечного мяса. В большинстве своем однообразные локации, не самые мудрые мобы, в режиме замедления персонаж регулярно пытается продырявить кирпичную стену, за которую спрятался противник. Мир до ужаса статичен. Не встречалось мне координальных изменений обстановки после последнего визита. Вся пустошь крутится вокруг вашего персонажа.
Плюсы: Радио Свободы, озвучка, локализация вообще на удивления грамотная. Не к чему придраться. Атмосфера постядера, наличие альтернативных путей прохождения квестов. Пару занимательных идей в плане локаций. Довольно симпатичная графическая реализация.
Вывод: играть стоит всем фанатам Fallout, стрелялок и относительной свободы. Как стрелялка эта вещь тянет не меньше чем на 7 по 10-ти бальной, или 4 по 5-ти бальной. Однако это не Fallout 3. Я предлагаю донести до американских геймеров идею подать на производителя в суд. Название следует изменить на Fallout: Action или что-то типа того. Продолжением легендарной серии ЭТА игра не является.